Исландцы готовятся к встрече с 13 рождественскими троллями

Исландцы готовятся к встрече с 13 рождественскими троллями

6835971383_9d86deeca1_bВ преддверии Рождества исландцы предвкушают веселые встречи с троллями — сказочными существами, которые проказничают и приносят послушным детям гостинцы, как Святой Николай или Санта Клаус в других христианских странах, сообщает ТАСС.

Каждый из 13 сыновей великанши Грюлы, которая упоминается в исландских и норвежских сагах XII века, озорничает по-своему, а имена троллей отражают их характер и привычки. Первым с гор спускается Хромоножка — любитель пугать овец и воровать их молоко. Его проделки, однако, как правило, завершаются неудачей, потому что у тролля не гнутся колени, и ходить он может только опираясь на длинный посох.

Затем наступает очередь Овражника, который устраивает переполох в хлеву. Этот тролль прячется в оврагах, поджидая момента, когда можно будет стащить ведро с парным коровьим молоком.

Перед Рождеством в гости к исландцам также приходят тролли Дверехлоп, Похититель колбас и Пожиратель скира (густого исландского йогурта). Потом заглядывает Мясной крюк, который норовит утащить коптящиеся в дымоходе окорока, а также любители объедков — Ложколиз, Мисколиз и Котлолиз. В сочельник наведывается последний из братьев — Свечной попрошайка, который выпрашивает у людей свечные огарки или добывает их обманом. Поскольку свечей из животного жира, которым он любит «полакомиться», жители страны льдов уже давно не делают, тролль собирает парафиновые и восковые огарки «из спортивного интереса».

Визиты сказочных троллей, начинающиеся 12 декабря, скрашивают маленьким исландцам темные и короткие зимние дни. После Рождества они уходят обратно в горы, вдоволь посмеявшись над людьми, а ребята еще в течение 13 дней обнаруживают в своих носках и тапочках сладости и мелкие подарки от веселых бородачей в вязаных колпаках. Впрочем, «рождественские мальчики» (так с исландского можно перевести слово «йоласвейнар», которым жители острова обозначают эту веселую компанию) могут наказать озорников, оставив им вместо гостинцев подгнившую картошку.

В исландских традициях легко найти остатки языческих поверий, связанных с празднованием Йоля — дня зимнего солнцестояния, которое в скандинавских странах тесно переплелось с христианскими рождественскими обычаями. Даже сам праздник Рождества норвежцы, шведы и датчане, а также финны, называют Юлем или Йолем.

На протяжении многих веков исландских детей пугали великаншей Грюлой и ее детьми-троллями, которые уносили непослушных ребят в горы как угощение к своему столу. В XVIII веке исландцам, однако законодательно запретили пугать детей рассказами о людоедах, и тогда «подобревших» троллей стали сравнивать с Санта Клаусом.

В последующие годы «йольские братья» стали больше походить на русских домовых, чем на скандинавских троллей, и окончательно превратились в символы Рождества. При этом в разных частях острова создавались собственные списки троллей, и лишь в 30-е годы XX века с выходом в свет книги детских стихов Йоунассона ур Кётлума «Йоласвейнарнир» в исландской литературе утвердился их «канонический» перечень.

Еще один персонаж исландского рождественского фольклора — Йолакёттур или «рождественский кот». Огромный, жирный и злобный зверь c черной как уголь шерстью считался домашним любимцем Грюлы. Обладатель острых, словно бритва, когтей и зубов готов сожрать любого, кто в канун Рождества не оделся в новое и чистое платье. Именем кота-людоеда сегодня по-прежнему порой пугают неопрятных детей, но когда-то легенда о Йолакёттуре помогала исландским фермерам подстегнуть нерадивых работников, которые не успевали до конца года свалять овечью шерсть, за что им полагалась новая одежда.

Прочность рождественских традиций в Исландии объясняется тем, что островитяне — как дети, так и взрослые, — по-прежнему верят в сказочных персонажей. Лишь 13% исландцев отрицают возможность существования троллей и эльфов, тогда как остальные в той или иной степени сохраняют веру в них.

смотрите также: