Камчатский «Титаник»: по следам катастрофы

Камчатский «Титаник»: по следам катастрофы

Крушение траулера "Дальний Восток" в Охотском море

На борту сахалинского БАТМ (большой автономный траулер морозильный) «Дальний Восток», по официальным данным, находилось 132 члена экипажа. Погибшими считаются 56 человека, 63 спасены. Судьба капитана Александра Притоцкого, а также еще 12 моряков неизвестна. Шансов выжить у пропавших без вести — очень немного. Погода в районе катастрофы — неважная, а температура воды не превышает двух градусов…

Причина кораблекрушения пока не ясна, известно лишь, что судно тонуло очень быстро. Многие моряки даже не успели пересесть на спасательные плоты. Мне удалось связаться по телефону с Олегом Давыдовым, капитаном СРТМ (средний рыболовный траулер морозильный) «Герои Даманского», который принимал участие в спасательной операции. «Герои» подняли на борт четверых членов экипажа с затонувшего траулера. Они были одеты в гидрокостюмы и держались на открытой воде. Олег Давыдов говорит, что его судно подходило к четырем спасательным плотам, болтающимся на волнах. Однако плоты были пусты. Видимо, они открылись на поверхности моря уже после того, как БАТМ затонул. Люди просто не успели в них сесть.

Читайте также:  Самый оригинальный способ по расчистке дороги

«Было примерно пять утра, когда мы подошли к месту крушения, — говорит Олег Давыдов. — Плохая погода, снег, ветер, волна три метра. Кроме нас в спасательной операции принимали участие полтора десятка судов. Все они впотьмах вылавливали из воды людей — живых и мертвых. Те, кого спасли мы (одного иностранца из Юго-Восточной Азии и трех россиян), к счастью, оказались живы».

Моряки с «Дальнего Востока» рассказали своим спасителям некоторые подробности происшествия. Они говорят, что все произошло стремительно. БАТМ начал крениться, а затем уходить под воду — носом вверх. Некоторые члены экипажа остались на палубе, другие прыгнули в воду. В воде оказалась и судовой пекарь Наталья Овчинникова. Ее обнаружили плавающей рядом с перевернутым спасательным плотом. Наталья пошла в рейс вместе с сыном, и ему тоже удалось спастись! Овчинникова узнала об этом, находясь на борту «Героев Даманского». Парня подобрало другое судно…

Известно, что затонувший траулер принадлежал сахалинской компании «Магеллан» (порт приписки — город Невельск). Стометровый БАТМ постройки 1989 года был закуплен в декабре прошлого года в Латвии. Как передает информагентство «Кам 24», со ссылкой на гендиректора компании, судовладельца Алексея Васина, «Дальний Восток» шел на перегруз, который планировался в море этим вечером. В трюмах судна было около тысячи тонн продукции, что повышало его остойчивость. Если учитывать еще и это обстоятельство, трагедия, по словам судовладельца, выглядит труднообъяснимой.

Читайте также:  Стивен Хокинг рассказал, когда человечество ждет техногенная катастрофа

Одна из возможных причин катастрофы — повреждение корпуса льдом. Айсбергов в Охотском море не бывает, но каждую весну из залива Шелихова на северо-западе Камчатки выносит в Охотское море большое количество льдин толщиной до метра и более. Сообщается, что версию о столкновении с льдиной, как одну из приоритетных, рассматривают и следователи. Уголовное дело возбуждено по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Свою версию причин трагедии для «Новой газеты» высказал Евгений Кабанов — капитан с многолетним стажем, который управлял судами такого класса. По его словам, траулеры проекта 1288 (к ним относится погибший БАТМ) считаются одними из лучших мореходов — и по прочности корпуса, и по конструкции. Чтобы потопить такое судно, надо очень сильно постараться.

«Если на траулере была большая партия груза, как говорят судовладельцы, оно могло погрузиться ниже ватерлинии. А борт на БАТМе слабее, чем пояс переменных ватерлиний. Его теоретически могло порезать льдом. Но тогда надо было врезаться в лед на большой скорости и получить пробоину 15–20 метров», — считает Кабанов.

Читайте также:  На Гавайях вертолет рухнул в водоем

Кораблекрушения у берегов Камчатки в последние годы — нередкое явление. Состояние рыбодобывающего флота в регионе оставляет желать лучшего, моряки нередко выходят в рейсы на свой страх и риск. Однако аварии, как правило, терпят небольшие посудины. Что касается огромных БАТМов, то требования регистра к их выходу в плавание довольно жесткие. Поэтому нынешняя катастрофа в Охотском море, безусловно, событие из ряда вон выходящее. Объяснить его трудно даже специалистам.

В Петропавловске затонувший траулер уже назвали камчатским «Титаником»…