Почему в Исламе нельзя слушать музыку?

Почему в Исламе нельзя слушать музыку?

740x485В наше время появилось очень много певцов и певиц, поющих на сценах, в ночных клубах и в местах сбора молодёжи. Но мало кто знает, что пошлое песнопение Ислам запрещает.

Музыка запрещена из-за того, что она отвлекает сердца от Аллаха, заполняет лицемерием и наносит огромный вред вере человека.

Существует множество доказательств из Корана и Сунны о запретности таких форм развлечений. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (сура «Лукман», аят 6).

Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) поясняет, что означает в этом аяте слово «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке» (аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223; имам Хаким подтвердил его достоверность).

Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого нет другого Господа, что здесь говорится о пении» («Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное» (Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 122; Ибн Аби Шайба).

Он также сказал: «Музыка и покупка певиц» (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов» (Ибн Касир, «Тафсир»).

Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхульи и другие (да будет доволен ими Аллах).

Приведённый выше аят Корана, принимая во внимание его толкование, служит явным указанием на запретность музыки.

Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, а не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом – «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором, среди прочего, подразумеваются музыка и песни (с музыкой), ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает одно из главных мест.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (сура «аль-Фуркан», аят 72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от нашего сайида имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), что «ложь» в этом аяте означает «музыку и песни» («Ахкамуль Коран», том 3, стр. 428).

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», аят 64).

Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).

 Имам Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты».

Ещё один толкователь Даххак (да будет доволен им Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «савт» – голос, который был упомянут в аяте (Куртуби, «аль-Джами ли Ахкамиль Коран», том 10, стр. 288).

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Читайте также:  Ученые выяснили, как привлечь внимание женщин на «быстрых свиданиях»

Содержание

Изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), запрещающих музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них.

1) Наш сайид Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты» («Сахих», аль-Бухари).

2) Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и исполняться песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и он  превратит их в обезьян и свиней» («Сахих», Ибн Хаббана; «Сунан», Ибн Маджа).

В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом из них (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Здесь идёт речь о «музыкальных инструментах», а не о песнях.

Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем, подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.

Во втором хадисе описывается судьба таких людей: «Земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого)». Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.

Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяние дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (мир ему и благословение) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» («Сунан», Тирмизи).

4) Наш сайид Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан», Тирмизи).

Читайте также:  Ночной квартирный переезд

5) Нафи рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвёл своего мула в сторону от дороги и сказал: ”О Нафи! Ты слышишь это?” Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв уши руками), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он отнял руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха”» (имам Ахма, ибн Маджах, Абу Давуд).

6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан, гитару и всё опьяняющее – харам» (имам Ахмад, Абу Давуд).

7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества» (имам Ахмад, Абу Давуд).

8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы» (Байхаки в «Сунан»).

9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц» (Ибн Асакир, Ибн аль-Мисри).

10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Колокол – это флейта шайтана» (Муслим в «Сахих»; Абу Давуд в «Сунан»).

Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджараль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхвва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что музыкальные инструменты запретны» (том 2, стр. 270).

 Высказывания учёных Ислама

Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то наедине с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного.

Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать: если инструменты не входят в число запрещённых, например, бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» (Бадаи ас-Санаи).

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Слушать музыку – грех» (том 4, стр. 345).

Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Читайте также:  Трейдинг: что это

Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:

1) Запрещённые. К ним относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.

2) Дозволенные. К ним относится бубен (дуфф) (игра на нём на свадьбах и по случаю других радостных событий)» (Ибн Хуммам, «Фатх аль-Кадир», том 6, стр. 36).

Дуфф (бубуен) – это барабан без дна, т.е. одна сторона открытая.

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использовать и слушать музыкальные инструменты, которые обычно ассоциируются с пьянством, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (дуфф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе (широкий барабан с узкой средней частью) тоже запрещено» («Мугни аль-Мухтадж», том 4, стр. 429).

Однако великий учёный шафиитского мазхаба имам аль-Газали сказал:

«Знай, что слова о том, что слушать песнь – это запрет означают, что Аллах наказывает за слушание, а это не возможно представить, потому что познание Шариата основывается на цитатах из Корана и Сунны или на их киясе  (сопоставлении Корана и Сунны)… но не указывают прямо на запрет ни цитаты из Корана, ни хадисы, ни сопоставления (кияс)… Музыкальные инструменты дозволяются, если они хорошо влияют на сердце, т.е. радуют его, призывают к джихаду на пути Аллаха, побуждают к совершению благих дел…» («Ихъя», раздел «Дозволенность слушания песни», 3/339–349).

Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).

Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (том 2, стр. 345).

Во-первых, эти девочки пели без сопровождения каких-либо запрещённых музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о любви к Пророку (мир ему и благословение),а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.

Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).

Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы оповестить людей о каком-либо радостном событии.

Заключение

В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и слов различных учёных, шариатское решение относительно музыки выглядит так.

Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.

Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.

Так же стихи, если они восхваляют Пророка (мир ему и благословение), праведников, учёных, призывают к Исламу, то они (стихи), несомненно, дозволены, а если же стихи содержат разврат и сквернословие и другие мерзкие вещи, то такие стихи запретны.