Революционный «стелс»-эсминец нового поколения Zumwalt выходит в море

Революционный «стелс»-эсминец нового поколения Zumwalt выходит в море

zumwalt-620x330Новейший, технологически революционный эсминец ВМС США Zumwalt (DDG-1000), называемый специалистами “линкором XXI века”, скоро сойдет с верфи. Это произойдет менее чем через месяц в случае, если позволят погодные условия, и будет подтверждена полная функциональность всех аппаратных и программных средств. Данный корабль с технологической точки зрения превосходит все имеющиеся в мире аналоги.

“Мы находимся на стадии строительства, когда производство практически подошло к концу. Корабль построен”, — заявил 5 ноября в интервью Defense News Шон Стэкли, высокопоставленный чиновник ВМС.

Zumwalt строился корпорацией Bath Iron Works (BIW) с 2008 года в маленьком городке Бат (штат Мэн) на верфи General Dynamics. Разработка проекта в целом и дизайна в частности началась значительно раньше.

“Футуристический” корпус эсминца с наклонными боковыми элементами увеличивают живучесть машины, длина которой составляет 182,9 метра, ширина 24,6 метра, водоизмещение ─ 13,2 тысячи тонн. Это делает эсминцы типа Zumwalt крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после старых, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы атомных ракетных крейсеров проекта 1144 с водоизмещением 26 тыс. тонн.

Радиопоглощающие материалы толщиной примерно в один дюйм, которыми обнесены корпус и надстройка корабля, позволили до минимума свести количество выступающих антенн. Данное обстоятельство вкупе с прочими элементами “стелс”-технологий, которые активно применяются на корабле, обеспечивают максимальную скрытность эсминца.

Эсминец несет на борту вооружение, включающее 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной емкостью 80 ракет различного класса — “Томагавк”, противолодочные ракеты ASROC либо зенитные ракеты средней дальности ESSM. Особое расположение вертикальных пусковых установок вдоль бортов корабля призван лучше защитить ракеты во время боя. На палубе имеются две дальнобойные 155-мм артиллерийские установки и 30-миллиметровые зенитные автоматы. Орудия могут использовать как обычные баллистические снаряды, так и управляемые активно-реактивные боеприпасы повышенной точности LRLAP, способные поражать объекты на удалении до 100 км.

Читайте также:  В Канаде возле военно-морской базы видели два НЛО

Предполагается, что на эсминце могут монтироваться боевые лазеры для противоздушной обороны и рельсотроны — “оружие будущего”. Это импульсный электродный ускоритель масс — принципиально новый тип оружия, который вплотную подошел к принятию на вооружение и вскоре коренным образом изменит облик современного военно-морского флота: на выходе из ствола скорость снаряда во много раз превышает показатели обыкновенных артиллерийских боеприпасов и может достигать скорости 8,5 тысяч км/ч с расстоянием запуска до 200 км.

На кораблях данного класса будут установлены радары AN/SPY-3, которые, как показали испытания, успешно засекают одновременно несколько воздушных объектов, что позволит использовать эсминцы данной серии еще и в роли морских сил, обеспечивающих зональную ПРО и ПВО для многоцелевых авианосных групп американского флота.

Машина снабжена энергетической установкой нового поколения, представляющей собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением. Речь идет о так называемом принципе “полностью электрического корабля”, когда используется общий первичный источник для выработки электроэнергии, которая обеспечивает как движение судна, так электроснабжение всех без исключения корабельных систем.

Максимальная мощность силовой установки эсминца составляет 79 МВт — энергия, которая может использоваться также для подпитки электронных систем судна, вооружений и другого оборудования, пишет издание Topwar.

“Сердцем корабля являются две газотурбинных силовых установки Marine trent-30 производства компании «Роллс-Ройс». Двигательная установка, позволяющая кораблю развивать скорость в 30 узлов (около 55 км/ч), построена на базе современных асинхронных электродвигателей. По мере усложнения и совершенствования боевых кораблей затраты энергии на движение корабля будут уменьшаться. Все больше энергии будет использоваться на обеспечение всех корабельных механизмов и систем. Беспрецедентные характеристики новых радаров, вычислительных комплексов и других электронных систем потребуют использования энергетических установок соответствующей мощности”, — сообщает издание.

Читайте также:  В Сингапуре на дороги выйдут беспилотные автобусы

Благодаря высокотехнологичной программно-аппаратной начинке корабль максимально автоматизирован, поэтому размер его экипажа сравнительно мал и составляет всего 140 человек. Для сравнения: экипаж аналогичного по размерам российского гвардейского ракетного крейсера “Москва” составляет около 500 человек.

Корабль предусматривает возможность базирования по меньшей мере одного вертолёта и трех беспилотных аппаратов.

Согласно изданию Naval Technology, общая длина программного кода, обеспечивающего работу всех систем, составляет более 550 тысяч строк.

“Там все новое,— констатировал Стэкли, добавив, что проект находится на той стадии, когда функциональность всех элементов проверяется непосредственно в ходе тестов. Корабль уже прошел 96-часовые испытания на верфи в середине октября. Единственное, в чем были ограничены испытатели на полигоне — это в проверке эффективности радиопоглощения. При этом на минувшей неделе на судне было загружено новое программное обеспечение.

Стэкли пояснил, что программа испытаний еще не завершена: предстоит проверить работоспособность боевых систем корабля. Уже 7 декабря DDG-1000 выйдет в первое полноценное тестовое плавание. Стэкли назвал данный этап “критически важным”. В ходе проверки будут выявлены и впоследствии устранены возможные недостатки на уровне программ и устройств.

Учитывая большое количество высокотехнологичного оборудования на борту Zumwalt, испытания проводятся в два этапа, каждый из которых завершается проверкой со стороны служб контроля качества ВМС США.

“Нам придется учесть такие препятствия, как предстоящие праздники и непогоду”, — пояснил Стэкли, добавив, что в настоящее время реализуется первый этап тестирования, без завершения которого нет смысла рассуждать о втором.

Читайте также:  В Йеллоустоуне камеры наблюдения зафиксировали загадочное свечение

В ходе предстоящих морских испытаний DDG-1000 будет несколько раз возвращаться в соседний Портленд (штат Мэн), где будет происходить смена инженеров на борту. В конце тестового плавания судно вернется обратно на верфь в Бат, которую он затем — уже в следующем году — покинет и направится в родной порт в Сан-Диего (штат Калифорния). Именно там будет завершена установка большинства боевых и управляющих систем, а также радаров и других датчиков, в то время как в штате Мэн были сооружены корпус судна, его механические и электрические системы.

“Двухэтапность производства предполагалась с момента подписания контракта”, — сказал собеседник издания, отметив, что ВМС и подрядчики в настоящее время обсуждают вопрос о том, насколько согласованно ведутся работы по проекту, в котором участвуют в том числе уже упомянутая компания BIW, а также Raytheon and BAE.

На один корабль изначально было выделено $1,4 млрд., однако, по словам Стэкли, производители запросили дополнительные $433 млн. для завершения строительства DDG-1000 2016 году. По некоторым данным, цена Zumwalt перевалила за $3 млрд.

В настоящее время два других корабля соответствующей серии — USS Michael Monsoor (DDG-1001) и Lyndon B. Johnson (DDG-1002) — находятся в стадии строительства, которое планируется завершить в течение ближайших трех-четырех лет. Первоначально ВМС США намеревались построить 32 таких эсминца, однако в итоге это число было уменьшено до 3 из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий.